Положение об обучении по заочной форме

Профессиональное образовательное учреждение
«Международная академия современных технологий»
Утверждено приказом директора от 03 сентября 2018 г. № 95

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации учебного процесса по заочной форме обучения
при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации учебного процесса по заочной форме обучения при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в ПОУ ″Международная академия современных технологий″ (далее — Академия) разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ″Об образовании в Российской Федерации″.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерством образования и науки РФ от 14.06.2013г. № 464.
Федеральными государственными образовательными стандартами по программам среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).
Уставом Академии.
1.2. Заочная формы обучения позволяет совмещать получение образования с профессиональной трудовой деятельностью обучающегося, сочетает в себе черты самостоятельной подготовки и очного обучения, и характеризуется этапностью.
На первом этапе обучающийся осваивает базовые знания, умения, компетенции путем изучения учебно-методической литературы и иных информационных ресурсов (установочная сессия), на втором — преподаватель проводит проверку освоенного обучающимся материала. Эти этапы, как правило, определяются в соответствии с графиком учебного процесса образовательной программы.
1.3. Сроки получения среднего профессионального образования по заочной форме обучения установлены ФГОС по конкретным специальностям среднего профессионального образования.
1.4. Для лиц, имеющих профессиональное образование, профессиональную подготовку или стаж практической работы по профилю специальности, профессии, а также по родственной специальности, профессии, продолжительность обучения может быть изменена (уменьшена) при обязательном выполнении требований ФГОС. В этом случае Академия разрабатывает индивидуальные учебные планы как для отдельных обучающихся, так и для всей учебной группы в целом, если все входящие в группу обучающиеся характеризуются схожими входными общими и профессиональными компетенциями (далее — ОК и ПК соответственно), определяемыми Академией самостоятельно на основе входного контроля.
1.5. Прием на обучение по заочной форме на образовательные программы среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36 (с изменениями и дополнениями от 11.12.2015 г., от 26.11.2018 г.) и Правилами приема в Академию.

2. Формирование рабочего учебного плана по заочной форме обучения
2.1. Учебный план регламентирует порядок реализации и является составной частью образовательной программы среднего профессионального образования.
Академия разрабатывает учебный план по заочной форме обучения самостоятельно на основе:
ФГОС по программам среднего профессионального образования;
примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (далее – ПМ);
рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практики.
2.2. Учебный план по заочной форме обучения определяет следующие характеристики образовательной программы среднего профессионального образования:
подлежащие освоению ОК и ПК;
объемы учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам, ПМ и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике;
сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;
распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, ПМ (и их составляющим);
формы государственной итоговой аттестации (далее — ГИА), объемы времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках государственной итоговой аттестации;
объем каникул по годам обучения.
При формировании учебного плана учитываются следующие нормы:
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся независимо от формы получения образования составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки;
максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы СПО в заочной форме составляет не менее 160 часов;
в максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при заочной форме обучения не входят учебная и производственная практика в составе ПМ, реализуемые обучающимися самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета. Рекомендуется заключение договоров, соглашений о сотрудничестве с предприятием, на котором работает обучающийся, а также предоставление обучающемуся со стороны предприятия справок, сертификатов, иных документов, подтверждающих его ОК и ПК по выбранной специальности, профессии и(или) документа-подтверждения имеющейся у него рабочей профессии, освоенной в рамках образовательной программы при получении среднего профессионального образования или в ходе предшествующей профессиональной деятельности;
наименование дисциплин и их группирование по циклам должно быть идентично учебным планам для очного обучения, причем объем часов дисциплин и междисциплинарных курсов для заочной формы может составлять до 30% от объема часов очной формы обучения.
Период обучения по дисциплине ″Иностранный язык″ реализуется в зависимости от ФГОС по конкретной специальности. По дисциплине ″Физическая культура″ аудиторные занятия представляют собой лекционные и семинарские занятия во время учебных сессий в объеме не менее 2 часов, которые проводятся как установочные. По указанным дисциплинам допускается формирование индивидуального учебного плана;
выполнение курсовой работы (проекта) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) ПМ (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение и в объеме, предусмотренном рабочим учебным планом для очной формы обучения;
в графике учебного процесса рабочего учебного плана фиксируется только производственная практика и преддипломная практика (для программ подготовки специалистов среднего звена), а в разделе ″Производственная практика″ рабочего учебного плана — все виды практики, предусмотренные ФГОС по конкретным программам освоения в рамках среднего профессионального образования.
2.3. Академия применительно к конкретным условиям самостоятельно разрабатывает графики учебного процесса и определяет количество часов, отводимое на изучение дисциплин, исходя из специфики специальности и обучаемого контингента.
2.4. При формировании учебного плана объем времени вариативной части может быть использован на увеличение объема времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной части, в том числе для освоения дополнительных ОК и ПК, получения дополнительных умений и знаний, компетенций, или на введение новых дисциплин, междисциплинарных курсов и ПМ в соответствии с потребностями работодателей, потребностями и возможностями обучающихся и спецификой деятельности Академии, а также для процедуры проведения входного контроля в случае формирования индивидуального учебного плана.
2.5. Учебный план включает: график учебного процесса; сводные данные по бюджету времени; план учебного процесса.
3. Организация и проведение учебного процесса по заочной форме обучения
3.1. Начало учебного года по заочной форме обучения в Академии может переноситься не более чем на три месяца по отношению к очной форме. Окончание учебного года определяется рабочим учебным планом по конкретной специальности.
3.2. Общая продолжительность экзаменационных (лабораторно-экзаменационных) сессий в учебном году для заочной формы обучения устанавливается на 1-м и 2-м курсах — не более 30 календарных дней, на последующих курсах — не более 40 календарных дней.
3.3. Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий при заочной форме не должна, как правило, превышать 8 часов в день.
3.3.1. Годовой бюджет времени при заочной форме обучения распределяется следующим образом (кроме последнего курса): каникулы — 9 недель, сессия — 4 или 6 недель в зависимости от курса, самостоятельное изучение учебного материала — остальное время. На последнем курсе бюджет времени распределяется следующим образом: сессия — 6 недель, преддипломная практика — 4 недели, государственная итоговая аттестация (ГИА) — 4 или 8 недель в зависимости от вида ГИА, самостоятельное изучение учебного материала — остальное время.
3.3.2. При заочной форме обучения осуществляются следующие виды учебной деятельности: обзорные и установочные занятия, включая лекции, практические и лабораторные занятия, курсовые работы (проекты) для программ подготовки специалистов среднего звена, консультации, производственная практика, а также могут проводиться другие виды учебной деятельности.
3.3.3. Основной формой организации образовательного процесса при заочной форме обучения является лабораторно-экзаменационная сессия, включающая в себя весь комплекс лабораторно-практических работ, теоретического обучения и оценочных мероприятий (промежуточная и итоговая аттестация) (далее — сессия), периодичность и сроки проведения сессии устанавливаются в графике учебного процесса рабочего учебного плана по конкретным специальностям.
3.3.4. Сессия обеспечивает управление учебной деятельностью обучающегося заочной формы обучения и проводится с целью определения:
уровня освоения теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин, МДК и ПМ;
сформированности ОК и ПК;
умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных и практических работ;
наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой и иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами.
Сессия, в пределах отводимой на нее общей продолжительности времени, может быть разделена на несколько частей (периодов сессии, исходя из особенностей работы Академии и контингента обучающихся.
3.3.5. Академия проводит установочные занятия в начале каждого курса. Продолжительность установочных занятий включается в общую продолжительность сессии на данном курсе. Для обучающихся первого года обучения за счет времени, отводимого на консультации, могут проводиться установочные занятия по основам самостоятельной работы.
3.4. При заочной форме обучения оценка качества освоения образовательной программы среднего профессионального образования включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и ГИА обучающихся.
3.5. Текущий контроль успеваемости представляет собой контроль освоения программного материала учебных дисциплин, МДК, ПМ. Для оценки персональных достижений обучающихся требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные ОК и ПК. Результаты текущего контроля успеваемости заносятся в журналы учебных занятий.
3.6. Промежуточная аттестация обучающихся обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку и проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения образовательной программы, наличия умений самостоятельной работы.
Академия самостоятельна в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация может проводиться в форме: экзамена, комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам и (или) междисциплинарным курсам, ПМ (модулям); зачета, итоговой письменной контрольной работы, курсовой работы (проекта).
Количество экзаменов в учебном году должно быть не более восьми, а количество зачетов – 10 (без учета зачетов по физической культуре). В день проведения экзамена не должны планироваться другие виды учебной деятельности.
К экзамену по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, к комплексному экзамену допускаются обучающиеся, сдавшие все домашние контрольные работы.
К экзамену по ПМ допускаются обучающиеся, успешно прошедшие аттестацию (экзамены и (или) зачеты) по междисциплинарным курсам, а также прошедшие практику в рамках данного модуля.
Зачет по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, подготовка и защита курсовой работы (проекта) проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение учебной дисциплины, междисциплинарного курса.
Результаты промежуточной аттестации заносятся в предусмотренные Академией документы (ведомости, журналы, базы данных и др.)
Форма промежуточной аттестации отражается в рабочем учебном плане.
3.7. Межсессионный период для заочной формы обучения – это часть учебного года, на протяжении которой осуществляется самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала с использованием учебных и методических материалов и обязательным взаимодействием с преподавателем, осуществляемым в режимах on-line (skype, телефон) или off-line (e-mail), и выполнение им домашних контрольных работ и курсовых работ (проектов). Количество домашних контрольных работ в учебном году должно быть не более десяти, а по отдельной дисциплине, МДК, ПМ — не более двух.
Домашние контрольные работы подлежат обязательному рецензированию. По согласованию с Академией выполнение домашних контрольных работ и их рецензирование может выполняться с использованием всех доступных современных информационных технологий.
На рецензирование контрольных работ по дисциплинам циклов: общеобразовательного, общегуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного отводится 0,5 академического часа; по профессиональному циклу, включая общепрофессиональные дисциплины, ПМ и междисциплинарные курсы — 0,75 академического часа.
Каждая контрольная работа проверяется преподавателем в срок не более семи дней. Общий срок нахождения домашней контрольной работы в Академии не должен превышать двух недель. Результаты проверки фиксируются в журнале учета домашних контрольных работ.
По зачтенным работам преподаватель может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов. Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению на основе развернутой рецензии. Рецензирование повторно выполненной контрольной работы проводится в общем порядке.
Академия имеет право разрешить прием на рецензирование домашних контрольных работ, выполненных за пределами установленных графиком учебного процесса сроков, в том числе и в период сессии. В этом случае вместо рецензирования домашних контрольных работ может проводиться их устный прием (собеседование) непосредственно в период сессии. На прием одной контрольной работы отводится одна треть академического часа на одного обучающегося.
3.8. В рамках образовательных программ среднего профессионального образования проводятся консультации, которые могут быть групповыми, индивидуальными, письменными, о чем делается соответствующее пояснение к рабочему учебному плану,
3.8.1. При заочной форме обучения консультации по всем дисциплинам, изучаемым в данном учебном году, планируются из расчета 4 часов в год на каждого обучающегося и могут проводиться как в период сессии, так и в межсессионное время.
3.8.2. Обязательным разделом образовательных программ среднего профессионального образования является практика. Практика представляет собой вид учебной деятельности, обеспечивающей практико-ориентированную подготовку обучающихся и направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.8.3. При реализации образовательных программ среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная (далее — практика). Учебная и производственная практики проводятся Академией при освоении обучающимися ПК в рамках ПМ. Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.
При заочной форме обучения практика реализуется в объеме, предусмотренном для очной формы обучения. Все виды практики, предусмотренные ФГОС по программам подготовки специалистов среднего звена, должны быть выполнены.
Учебная практика и практика по профилю специальности реализуется обучающимся самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета в форме собеседования. Обучающиеся, имеющие стаж работы или работающие на должностях, соответствующих получаемой квалификации, могут освобождаться от прохождения учебной практики и практики по профилю специальности на основании предоставленных с места работы справок.
Преддипломная практика является обязательной для всех обучающихся, проводится после последней сессии и предшествует ГИА. Преддипломная практика реализуется обучающимся по направлению Академии в объеме не более четырех недель.
3.9. Особенности проведения практики отражаются в пояснениях к рабочему учебному плану.
3.10. Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ″Об образовании в Российской Федерации″, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968, а также соответствующими локальными актами Академии.
Согласно ФГОС по конкретным программам подготовки специалистов среднего звена на ГИА отводится до шести недель. Обязательное требование — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких ПМ и решению актуальных задач в осваиваемой области профессиональной деятельности.
Государственный экзамен проводится в соответствии с ФГОС.
При реализация в Академии модульно-компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе заочной формы обучения интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеурочной и самостоятельной работой с целью формирования и развития ОК и ПК.
4. Порядок реализации учебного процесса по заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях
4.1. При реализации в Академии программ среднего профессионального образования по заочной форме обучения учебный процесс организуется на основе следующих документов:
графика учебного процесса заочного обучения;
рабочего учебного плана по конкретным программам подготовки специалистов среднего звена по заочной форме обучения;
рабочих учебных программ по дисциплинам, ПМ с указанием перечня домашних контрольных работ и сроков их выполнения;
расписания учебных занятий в межсессионный период;
журнала учета домашних контрольных работ.
4.2. Академией разрабатывается учебный график, в котором указываются виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения домашних контрольных работ и проведения сессии. Данный график выдается (высылается) обучающимся в начале каждого учебного года (семестра).
При наличии объективных причин обучающимся может быть предоставлена возможность обучения по индивидуальным учебным графикам.
4.3. Обучающимся по заочной форме предоставляется право на дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4.4. Форма действующей справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1368.
4.5. Справка-вызов выдается с таким расчетом, чтобы общая продолжительность отпуска не превышала срока, установленного статьей 174 Трудового кодекса Российской Федерации. Извещение о календарных сроках проведения сессии направляется персонально каждому успешно обучающемуся лицу не позднее, чем за месяц до ее начала, а справка-вызов — не позднее, чем за две недели до начала сессии.
4.6. Обучающимся, к началу сессии не выполнившим график учебного процесса по уважительным причинам, Академия имеет право установить другой срок ее проведения, причем за обучающимся сохраняется право на дополнительный оплачиваемый отпуск, предусмотренный на данную сессию.
4.7. Не позднее, чем за 10 дней до начала сессии составляется расписание ее проведения, которое утверждается директором Академии.
4.8. На основании результатов промежуточной аттестации (зимней и летней) готовится проект приказа директора Академии о переводе на следующий курс обучающихся, сдавших сессию.
4.9. Обучающимся, не выполнившим график учебного процесса и не переведенным на следующий курс, Академия имеет право устанавливать конкретные сроки повторной промежуточной аттестации.
4.10. Выпускнику, прошедшему в установленном порядке государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации. Образцы таких документов и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
4.11. Обучающимся по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитии на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации.

Рассмотрено на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от 31 августа 2018г.